Инклюзивное образование

Учаева Светлана Васильевна

методист по инклюзивному образованию

 

 

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 
  4. Все люди нуждаются друг в друге; 
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Для обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов осуществляется психолого-педагогическое сопровождение. Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказании помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы общего образования.

  

Социально-психолого-педагогическая служба

Состав социально-психолого-педагогической службы школы:

  • Учаева Светлана Васильевна, методист, учитель-дефектолог (руководитель службы);
  • Герцева Ольга Григорьевна, педагог-психолог;
  • Воронина Светлана Викторовна, учитель-логопед;
  • Арефьева Вера Александровна, социальный педагог;
  • Щербакова Ксения Александровна, тьютор.

АЛГОРИТМ ОБРАЩЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ СЛУЖБУ

Условия доступности детей с ОВЗ и детей-инвалидов к объектам и ресурсам

Работа с родителями

Основным направлением в деятельности психолого-педагогической службы является работа с родителями детей с ОВЗ. Такой работе неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, контакт которых с окружающим миром сужен, возрастает роль семьи. Семье является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества.

Как известно, процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель – логопед, врач, учитель.

Исходя из всего вышеперечисленного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определим общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и социализации детей с ОВЗ.

Задачи:

  • оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей;
  • формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
  • формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
  • повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
  • просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Привлечение специалистов:

  • учитель - логопед;
  • педагог - психолог;
  • учитель - дефектолог;
  • социальный педагог;
  • классный руководитель;
  • учителя - предметники;
  • медицинские работники (по согласованию).

Формы работы:

  • индивидуальные консультации узких специалистов;

  • индивидуальные беседы;

  • совместные занятия (родители + ребёнок);

  • занятия с элементами игровой терапии;

  • тренинги;

  • школьные родительские собрания для родителей детей с ОВЗ;

  • городские родительские собрания для родителей детей с ОВЗ.

Прогнозируемые результаты:

Дети:

  • позитивная адаптация;
  • динамика психического, физического, интеллектуального развития;
  • развитие личности ребенка;
  • развитие навыков общения.

Родители:

  • информирование о коррекции в развитии детей с ОВЗ;
  • получение психолого-педагогической помощи;
  • информированность о результатах работы с детьми;
  • сближение со своим ребёнком
Документы и материалы

Адаптированные основные общеобразовательные программы

План работы СПП службы на 2022-2023 учебный год

План психолого-педагогического сопровождения детей на 2022-2023 учебный год

Положение о Психолого-педагогическом консилиуме

Положение о психологической службе